|
||
главная :: биография :: тексты :: рукописи :: фотографии :: чертежи :: эстампажи :: публикации :: о проекте |
1897 год ...
Таврическая губерния.
Раскопки в Херсонесе производились, по-прежнему, как в городище, так и в некрополе, под руководством члена
корреспондента Археологической Комиссии, Прежде всего, приступлено было к исследованию крайнего юго-восточного угла городища, у Карантинной бухты, для определения границ некрополя, начатого раскопкою в 1896 году (см. отчет Комиссии за 1896 г.). С этой целью расследовано пространство на В. от монастырской известковой печи. Здесь обнаружена идущая с Ю.-З. к бухте часть главной оборонительной стены, заканчивавшейся у самой воды полукруглой башней из старательно пригнанных тесанных каменных плит. С южной стороны, параллельно стене, идет контр-эскарп из бутового камня, соединенный с нею поперечной стенкой у начала башни; а к контр-эскарпу в юго-восточном углу его примыкает группа построек более позднего, вероятно римского, времени, представляющая, очевидно, баню и состоящая из предбанника, собственно бани и бассейна. Непосредственно у стены контр-эскарпа погребений не оказалось, но в 32 метрах от бани на Ю. уже начинаются, по берегу бухты, разграбленные катакомбы. К открытой крайней — у бухты — башне с С. примыкает береговая оборонительная стена, начинающаяся на площади впереди склада древностей и обнаруженная теперь уже почти на всем своем протяжении (см. отчет Археолог. Комис. за 1895 г.). В 10,65 м от башни, с наружной стороны, на стену ведет низенькая каменная лестница, очевидно поздне-византийского времени, так как она сложена из облицовочных плит стены. Наконец, с наружной же стороны к стене вплотную пристроены небольшие поздние здания из бутового камня на глине. Из предметов, найденных в этой части городища, отметим два обломка надгробной плиты из желтоватого песчаника с остатками надписи IV в. до Р. Хр.; бронзовый энколпион с грубым изображением Богородицы оранты (рис. №83) ; 2 серебряные круглые выпуклые пряжки от пояса, с восточным орнаментом (рис. №84а, рис. №84б) ; метательные камни от катапульт; рыболовные крючки и грузила; наконец, ряд бронзовых монет, как херсонесских дохристианских, так и римских, византийских и восточных.
В той же южной части городища, у Карантинной бухты, в отчетном году исследована полоса между береговой оборонительной стеной и параллельной ей улицей византийского города, к С. от склада древностей. Здесь обнаружена непрерывная группа позднейших грубых построек, вплотную пристроенных к стене, как далее на Ю.-В. (см. выше). Из них некоторые имеют под верхним жилым стажем, выходящим дверью прямо на улицу, подвалы, высотою в 2,15 м. В одном из них оказалось два больших яйцевидных пифоса. Под этими постройками круто спускается к бухте, проходя под оборонительной стеной, водосток, плотно сложенный из каменных плит и относящийся, несомненно, к древнейшему городу. Раскопки дали здесь лишь находки, обычные в позднейших частях городища: найдены обломки плит с надписями, грузила, обломки посуды и т. п. Монеты принадлежат большею частью к византийскому времени: но между ними оказалась и одна очень редкая, впервые встречающаяся в Херсонесе: это — бронзовая монета Истрии.
Внутри монастырской ограды, рядом с гостиницей монастыря, давно уже обращала на себя внимание значительная насыпь, под которою можно было предположить развалины обширных построек. Действительно, предпринятое в отчетном году расследование этого места привело к замечательному открытию: под насыпью оказался большой крестообразный купольный храм, превосходно сохранивший не только основные свои очертания, но и часть стен, высота которых в некоторых местах доходит до 6 метров (см. план рис. №85) . Длина среднего нефа (от главного входа до начала абсиды) 22 метра, поперечного нефа — 19,52 м; радиус абсиды, обращенной на С.-В., 2,66 м. Наружные углы креста по обеим сторонам алтарной части заняты двумя помещениями, соединенными с алтарем и боковыми нефами двумя дверями каждое; южное, в котором сохранилась нижняя часть стенного шкафика, представляет собою ризницу; северное же привлекает особое внимание тем, что в северо-восточную стену его вставлен превосходно сохранившийся небольшой бассейн (см. рис. №86) . Последний высечен из цельного местного камня и в горизонтальном сечении имеет форму полуовала. Передняя, лицевая сторона его (выс. 0,75 м, шир. 1,06) разделена на три поля: среднее, самое широкое, украшено рельефным крестом, с расширяющимися концами, под аркой: боковые — схематизированным кипарисом, над которым, также рельефно, возвышается крестик в треугольной раме. В нижнем восточном углу бассейна обнаружено небольшое отверстие для стока воды, но дальнейшее направление этого стока проследить не удалось.
Пол всего храма, за исключением ризницы, уложен мраморными плитами. В средней части его сохранились две массивные мраморные плиты от амвона.
Но самое важное открытие было сделано в алтарной части. Здесь от престола уцелели лишь 4 плиты фундамента. Когда они были сняты и находившийся под ними бетон пробит, то под самой срединой фундамента обнаружилась гробничка (0,75 м длины, 0,19 м ширины и 0,29 м глубины), обложенная черепицею в три ряда на извести и прикрытая мраморной плитой (см. на рис. 85 разрез гробнички А) . Приблизительно на половине ее глубины из западной стенки выступала мраморная плита, горизонтально вделанная в черепичную кладку, и на ней стоял серебряный ковчег в виде маленького саркофага (0,12 м длины, 0,8 м ширины и 0,10 м наибольшей высоты). На стенках ковчега рельефно выштампованы в медальонах: на длинных сторонах лики Спасителя между апостолами Петром и Павлом (см. рис. 87) , и Богородица между двумя архангелами, а на узких боках — по одному лику неизвестных святых (см. рис. 88) . На каждой из четырех сторон крышки рельефно выступает по одному кресту. Наконец, на дне ковчега и внутри его крышки имеются следы штемпелей с монограммами, пока еще не разобранными. Рядом с ковчегом лежали крючочек с застежкой, две завесы от крыши и остатки истлевшей шелковой ткани, в которую ковчег был завернут. По вскрытии его, в нем оказались также завернутые в истлевшую ткань частицы мощей (косточки пальцев) неизвестного святого.
Иконографические изображения ковчега, напоминающие типы древних мозаик Равенны, дают возможность отнести этот замечательный памятник древнехристианского искусства к VI веку, выдвигая его на одно из первых мест в ряду находок, сделанных в Херсонесе за все время производимых там раскопок. Храм был разрушен огнем, следы которого заметны почти во всех частях его, а после разрушения некоторые части его были обращены в огромные усыпальницы. Так, западная часть храмового креста была ограждена от центральной — стеной, сложенной из бутового камня без фундамента, и в полученном таким образом помещении скучено в беспорядке огромное количество костей: то же самое повторилось в южной части храма и в северном боковом помещении, двери которого также были заложены. По снятии костей и перегородок, под полом храма в разных частях его оказались 22 гробницы, не давшие, однако, интересных находок, хотя некоторые из них сохранились нетронутыми: в них, кроме остовов, найдены лишь простые бронзовые и стеклянные браслеты, серьги в виде колечек с стеклянной или пастовой бусой и т. под.
Остается заметить, что вымощенная каменными плитами площадка перед главным входом храма, украшенным мраморным порогом и такими же двумя колоннами, прикрывала три такие же бедные гробницы, впущенные в скалу. Весь храм, наконец, был обнесен высокой каменной оградой, которая в одном месте сохранилась на высоте более 3,5 метров. Что касается некрополя, то исследованная в отчетном году часть его представляет собою полосу, шириною в 22 метра, идущую от Карантинной бухты вверх по подъему и нижнею своею частью примыкающая с юго-восточной стороны к раскопкам 1896 г. (см. отчет Арх. Комис. за этот год). Расследовано всего 196 погребений, в числе коих было 26 катакомб, 88 гробниц, вырубленных в скале, одна сложенная из плит, 5 — из больших черепиц, 10 погребальных урн в насыпи и, наконец, 66 земляных гробниц. Большинство этих погребений относится к поздне-римскому и византийскому периодам, тогда как типичных ранних римских гробниц, сложенных из больших тесаных плит, найдено всего одна, а древнегреческих, судя по устройству и находкам, всего 18. Впрочем, раскопки отчетного года лишний раз доказали, что позднейшие жители Херсонеса часто пользовались более древними могильными сооружениями для своих покойников. Особенно заметно это в катакомбах, в большинстве случаев, однако, уже разграбленных. В одной из них на полу под тонким слоем ила, занесенного проникшею в катакомбу водою, лежал ряд остовов с монетами ранней римской поры и херсонесскими II в. по Р. Хр., тогда как в трех боковых нишах при 16 положенных здесь остовах найдены монеты IV в. по Р. Хр. Находка эта интересна тем, что у одного из этих более поздних остовов череп сильно деформирован. Из находок, не встречавшихся ранее в некрополе, обращают на себя внимание как наиболее интересные: золотая подвеска (см. рис. 89) в виде маленького крылатого эрота, держащего в правой руке мужскую маску, а в левой — бабочку [1] ; большая бронзовая позолоченная фибула римского типа (см. рис. 90) , найденная в той же гробнице, как и 10 бронзовых колокольчиков одинаковой формы (см. рис. 91) и почти одинаковых размеров, составлявшие, может быть, часть какого-нибудь музыкального инструмента; найденный в одной из катакомб стеклянный флакон молочного цвета в виде головы с двумя лицами, обращенными в разные стороны (рис. 92а и рис. 92б) ; стеклянный же шаровидный флакон, на котором вытравлена надпись: . Наконец, нельзя не обратить внимание и на фигуру гладиатора (см. рис. 93) с опущенным забралом и большим щитом, рельефно изображенную на верхней части серо-глиняной лам почки обычного типа, найденной в насыпи некрополя.
Подробный отчет о произведенных в Херсонесе раскопках см. в приложении. Из Отчета Императорской Археологической Комиссии за 1897 год, подписанного Председателем графом А.А. Бобринским. Опубликован в Санкт-Петербурге в 1898 г.
|
©Национальный Заповедник Херсонес Таврический . 2007 - 2025 |