К.К. Косцюшко-Валюжинич и его археологические отчеты
История одного отчета: 
главная :: биография :: тексты :: рукописи :: фотографии :: чертежи :: эстампажи :: публикации :: о проекте
1893 год ...

ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ.

В 1893 г. раскопки на Херсонесском городище, согласно прежнему распоряжению Археологической Комиссии, были сосредоточены на тех пунктах его, которые наиболее подвергались опасности уничтожения или порчи, именно: близ склада древностей, около так называемой Уваровской базилики, вокруг монастырского кладбища, в Ю.-З. углу городища и в некрополе.

В видах предохранения северной стены назначенного для склада древностей здания и для соединения сторожки со старым блиндажом, приспособленным для склада инструментов, потребовалось снять насыпь земли на протяжении около 12 саж., причем кроме различных мелких находок отыскан был осколок мраморного пьедестала с частью надписи, посвященной Босфорскому царю Аспургу (II в. по Рожд. Хр.) и обломок плиты со следами латинской надписи. Тут же обнаружен вырубленный в скале поглощательный колодец до 7 арш. глубиною, доходящий до морской воды, забитый камнями и землей и сверху занятый стенкой какого-то здания верхнего города.

Влево от Уваровской базилики была окончательно доследована малая базилика, открытая еще в 1877 г. Оказалось, что столбов, служивших в этой базилике фундаментами для колонн, было всего 6. Довольно многочисленные находки, собранные во время упомянутой раскопки и относящиеся к греко-латинскому и византийскому периодам истории Херсонеса, не дали, однако новых типов.

Раскопки по берегу моря близ монастырского кладбища сделались необходимыми вследствие заявленного монастырем намерения обнести кладбище каменною

оградою. Раскопками этими имелось также в виду соединить в одно целое места раскопок, произведенных в разных пунктах по берегу моря в 1889, 1891 и 1892 г. Результаты работ в указанной местности были интересны, так как здесь обнаружены базилика, две часовни и какое-то большое здание. На полу базилики найдены 2 куска мраморного карниза, а в алтарной части любопытный каменный ящик с выдвижной боковой стенкой; кроме того, в базилике найдено много различных мраморных обломков, между прочим 6 плит с греческими надписями, обломок колонны из розоватого Балаклавского мрамора, обломок с изображением креста, вырезанного внутри рельефного круга, что встречается впервые, и проч. В 14 усыпальницах, открытых в базилике и в ближайшей часовне, кроме большого количества костей найдено довольно много стеклянных браслетов, а также перстни, пряжки, пуговки, наперсток. Большое здание интересно своей террасой, носящей следы мраморной облицовки, и подвальным этажом, заключающим в себе круглую печь. Во втором с З. помещении подвала найдено 192 херсонесские медные монеты императора Романа I. Близ здания обнаружены две вырубленные в скале и цементированные грушевидные цистерны, одна больше 3, другая в 5 арш. глубины. За цистернами открыты следы часовни. Культурный слой в этой части городища имеет до 2 саж. массивности. При раскопке найдено значительное количество различных предметов, как древнейших, так и нового периода, между прочим чернолаковые лампочки, бронзовая головка барана, очень подержанный обломок каменного топора, 2 медные привески в виде кинжалов, часть бронзовой лампадной цепи, сосуды из медных тисненых листов, монеты разных периодов и проч. В Ю.-З. углу городища, при возведении новых батарей, были сделаны весьма интересные и важные открытия, именно обнаружен был, на протяжении 65 саж. угол городской стены и открыты следы водопровода. Оказалось, что облицовка херсонесской стены состоит из тесаных плит различной длины, весьма старательно пригнанных одна к другой. Вдоль стены замечены 2 выступа в виде четырехугольных башен, а самый угол ее занят круглою фланговою башней с узким ходом и с выходом для вылазок; башня снаружи защищена особой, также круглой, стеной в виде контр-эскарпа. За первой стеной на некотором расстоянии открыты следы второй, также облицованной камнем. Водопроводов

открыто два. Они входили в город, за поворотом стены с З. стороны. Первый, в разрезе 4-угольный, шел между стенами, а второй, овальный в разрезе, направлялся вдоль второй стены. Оба водопровода сверху покрыты камнями. По мнению А.Л. Бертье-Делегарда, в этом месте стены должны были находиться древние ворота, так как следы подходивших сюда дорог видны по настоящее время, а остатки открытого вблизи здания с массивными стенами могут быть признаны следами существовавшей здесь для защиты ворот небольшой цитадели. Находки при произведенных Военным Ведомством работах не были значительны и состояли главным образом из мраморных обломков, глиняной посуды и монет, но для топографии Херсонеса весьма важно, что по ту и другую сторону стены найдено было несколько древне-греческих могил; этим фактом подтверждается прежнее предположение, что стена римского времени прошла по части древнего некрополя, который и был именно здесь, а не в другом месте.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
Открытый в 1891 году и уже давший многочисленные находки херсонесский некрополь находится не далеко от описанной местности. Так как Военно-Инженерным ведомством предположено провести чрез некрополь шоссе к новым батареям и пороховому погребу, то в отчетном году пришлось произвести здесь раскопки в особенно широких размерах. Всего раскопано было 1,040 квадратных саженей могильника, в той, верхней, части его, которая примыкает к стене. Культурный слой в этой части могильника незначителен, и потому почти все находящиеся здесь гробницы уже раскрыты и расхищены искателями древностей, французских бомб и ядер. Вновь произведенными в некрополе раскопками обнаружено было всего 114 разного рода погребений, в их числе 7 катакомб, 6 гробниц, вырубленных в скале, 4 гробницы, обложенные каменными плитами, 25 гробниц,



обложенных черепицами, 61 глиняных гробниц, обложенных камнем, 2 каменные гроба и 9 урн с прахом, большею частью глиняных. Погребения принадлежат как греческому, так и римскому и византийскому периодам истории Херсонеса.
Рис. 7
К автономному периоду должны быть отнесены гробницы, обложенные черепицей, каменный гроб, катакомбы и урны с сожженными костями. Характерными находками для первого из перечисленных разрядов погребений могут быть признаны: глиняные чернолаковые тарелки, обыкновенно с нацарапанными на них именами или инициалами, свинцовые трехпалые кисти неизвестного назначения, узкогорлый глиняный сосудик без ручек, золотые проволочные серьги простой формы, бронзовый перстень с наставкой, костяная ручка от ножа. В каменном гробу (по форме такие гробы имеют вид неглубоких корыт) найден обломок терракотовой статуэтки, золотая рубчатая буса и 3 нашивные золотые пластинки с изображением грифона, льва и женской фигуры с завитками вместо ног (см. рис. 1, см. рис. 2, см. рис. 3 ) в натур. величину). В стенах большинства вновь открытых катакомб, как и прежде, оказывались ниши, по одной или по две. Одна из катакомб поражает весьма значительным количеством найденных в ней человеческих костей, в углу другой найдена вырубленная в скале гробница, давшая богатые находки. В одной из многочисленных земляных гробниц найден остов коня с медными удилами. Сохранившиеся человеческие скелеты лежали головою преимущественно на В. Не редки деформированные черепа. Один из трупов лежал в деревянном гробу.

Рис. 8
Заведующий раскопками в Херсонесе К.К. Косцюшко-Валюжинич сопоставляя добытые до сих пор данные, приходит к убеждению, что вся западная часть Херсонесского городища занята была в древности некрополем.

Границу этого некрополя, по его мнению, можно вести от порохового погреба мимо базилики с мозаичным полом до того места на берегу моря, где открыта гробница Андрокла, сына Промафиона. Таким образом, приходится относиться с осторожностью к указаниям Страбона на то, что древнейший Херсонес находился близ маяка и перенесен на новое место только после побед, одержанных Диофантом над скифами.

Из многочисленных находок, сделанных при раскопках 1893 г. на Херсонесском городище, следующие не встречались прежде или же составляют редкость: тонкий брачный золотой перстень, украшенный мелкою зернью и 2-мя, уже выпавшими гранатами (рис. 4) , золотые серьги с круглыми щитками в лицевой части (рис. 5 и рис. 6) , медная бляшка, с изображением, по-видимому, Европы (см. рис. 38) , серебряная фибула (см. рис. 41 на стр. 71) , медная удлиненная сердцевидная бляшка, инкрустированная гранатами, отчасти выпавшими (см. рис. 43 на стр. 73) , два обломка изображений, вырезанных на шиферных плитках (на одной часть изображения Сидящего Спасителя, на другой группа из трех лиц в положении молящихся (см. рис. 8) терракотовая лампочка с изображением амура, другая с изображением собачки (см. рис. 7 и рис. 45) , обломок какой-то поделки из глины с несколькими изображениями, по-видимому, не имеющими между собою связи (см. рис. 33) , терракотовая статуэтка коня с подогнутыми ногами (см. рис. 46) , двух типов большие бронзовые запонки (см. рис. 42) , оригинальный бронзовый наконечник посоха с крестом среди полукружий (см. рис. 44) , медные удила (см. рис. 40) и проч.

Подробный отчет о раскопках херсонесского городища и некрополя помещен в I-м Приложении к этому Отчету.


Из Отчета Императорской Археологической Комиссии за 1893 год, подписанного Председателем графом А.А. Бобринским. Опубликован в Санкт-Петербурге в 1895 г.
©Национальный Заповедник Херсонес Таврический . 2007 - 2024
[ условия использования материалов ]