К.К. Косцюшко-Валюжинич и его археологические отчеты
История одного отчета: 
главная :: биография :: тексты :: рукописи :: фотографии :: чертежи :: эстампажи :: публикации :: о проекте
1896 год ...

В ХЕРСОНЕСЕ

В Херсонесе раскопки производились, по примеру прежних лет, как в городище, так и в некрополе, под наблюдением сотрудника Археологической Комиссии, К. К. Косцюшко-Валюжинича.

В городище они были сосредоточены в трех пунктах. Во-первых, работы, начатые в прошлом году с северной стороны склада древностей, в 1896 году доведены до скалы, ограничивающей этот участок с С. Здесь обнаружены: улица с двумя каменными водосточными канавами, проулок, крайний от моря, выходивший к часовне, открытой в 1892 г., и остатки как верхнего, так и нижнего, более древнего, города. Отсюда на В., недалеко от пашенных ям, обнаруженных в 1895 г., оказались три такие же ямы, превосходно сохранившиеся. В одной из них, доверху наполненной устричной скорлупой, найдена серебряная монета автономного Херсонеса; в другой, между прочим, найден плоский глиняный кружок, который, судя по излому оборотной стороны, по-видимому, был горизонтально укреплен на стержне. На нем рельефно изображен стоящий в лодке Св. Фока с поднятыми кверху руками и с рыбой, висящей у пояса. Внутри выпуклого двойного ободка хорошо сохранилась византийская надпись, в которой упоминаются имена Cв. Фоки и г. Херсонеса (см. рис. №315) .
Рис. 315
Недалеко от ямы найдены, кроме разных мелких вещиц, обломки мраморных плит с отрывками греческих надписей, 3 бронзовые монеты дохристианского Херсонеса и 115 бронзовых монет византийского периода.

Во-вторых, произведены раскопки в юго-восточном углу площади, впереди нового храма, к В. от базилики, открытой в 1861 г. Здесь обнаружены две

улицы и примыкающая к одной из них небольшая часовня с двумя усыпальницами внутри ее и одной снаружи. В последней, равно как в одной из внутренних усыпальниц, оказались только кости; в третьей же, кроме костей, лежавших в беспорядке, найдена бронзовая византийская монета Романа I-го и несколько детских вещиц, как-то: 2 стеклянные браслета, стеклянное колечко, 2 бронзовые серьги и пара бронзовых бубенчиков. У самого входа в часовню найдены обломки тонкой бронзовой тисненой пластины, составлявшей, по мнению проф. Н.В. Покровского, оклад Евангелия и изображающей Воскресение I. Христа в виде сошествия в ад. «Не смотря на сильную порчу уцелевшего фрагмента (говорит проф. Покровский), возможно различить здесь фигуру Спасителя в крестчатом нимбе; в левой руке он держит крест, а правою берет за руку Адама и таким образом изводит его из ада; за Адамом стоит или Ева, как обычно является она в этой композиции, или ангел, как в лицевом Евангелии Афоноиверского монастыря № 1. По другую сторону I. Христа Иоанн Предтеча с воздетою рукою. Под ногами I. Христа ниспровергнутые врата ада и разбросанные крючки, гвозди и т. п., как атрибуты разрушенной твердыни сатаны. На двух углах оклада следы двух символов Евангелистов. Вверху поврежденная надпись: . Судя по стилю, обнаруживающему уже весьма заметные признаки условности, оклад этот, возможно, отнести к XI веку».

Ниже уровня византийского города обнаружены остатки более древних построек, сложенных из больших отесанных плит без извести. Древность их подтверждается найденными здесь черепками тонкой чернолаковой посуды. Эти постройки примыкают на С. к широкой улице, доставшейся византийскому городу в наследство от древне-греческого и проходившей через его акрополь. Здесь, вероятно, находились лучшие храмы и памятники. К той же древне¬греческой эпохе относятся 3 колодца круглой формы и 4 пашенные ямы, обнаруженные тут же. Из вещей, найденных в этой части городища, внимания заслуживают 3 обломка мраморных плит с остатками греческих надписей, ручки херсонесских, синопских, родосских и фазосских амфор, с именами астиномов и фабрикантов, нижняя часть небольшой мраморной группы, изображавшей, по-видимому, пробуждающуюся Ариадну и стоящего над нею Диониса,

маленькая бронзовая герма, бронзовая же фибула так называемого готского типа, 22 бронзовые херсонесские монеты дохристианского периода, множество бронзовых монет босфорских, поздне-римских и византийских, и 17 свинцовых херсонесских вотивных знаков с разными изображениями.

В-третьих, начато расследование алтарной части базилики, открытой в 1861 году. Здесь найдено, пока, большое количество кусочков разноцветной смальты, доказывающих, что и в этой базилике, также как и в так называемой «Уваровской», стены алтарной части были украшены мозаикой.

Кроме того, расследованию подвергнута балка у самой дороги, ведущей из Севастополя к монастырю. Так как балка эта нужна для свалки земли и камня, добываемых при раскопках, то необходимо было проверить предположение, что она составляла некогда рукав Карантинной бухты и что в ней, следовательно, не могут встретиться погребения. Действительно, произведенные здесь разведки выяснили совершенное отсутствие в ней культурных наслоений и близость морской воды. С южной стороны балки, в начале подъема, обнаружено 5 колодцев, высеченных в скале, и каменный бассейн, теперь обрушившийся. Эти сооружения имели целью перехватить воду, стекавшую с горной части полуострова в море. Излишек воды вытекал из бассейна в балку по канаве, тут же вырубленной в скале.

С С. к балке примыкает та часть некрополя, которая была расследована в течение последних пяти лет. В отчетном году было приступлено к раскопкам местности с южной стороны ее и, прежде всего, подвергнут исследованию курган неправильной формы (6 ? арш. выс.), сложенный из мелкого камня и ограничивающий площадь раскопок с В. Снята была северная половина его, но под нею оказалась лишь ровная скала, в которой, в одном месте, высечен колодец. Курган, следовательно, не представляет надгробного сооружения, а образовался, вероятно, из камней, вынесенных херсонесцами из балки, где, после осушки ее в римское время, может быть, были устроены сады. При удалении камня найдены, между прочим, 3 поздние бронзовые монеты. В этой части некрополя вскрыто в отчетном году всего 30 погребений, а затем работы были перенесены на западный берег Карантинной бухты, так как здесь предполагается устроить дорогу. Этот участок сохранил, сравнительно

с другими, раньше исследованными, наибольшее число древне-греческих могильных сооружений, и сделанные тут находки еще раз подтвердили предположение, что такими могилами-катакомбами и вырубленными в скале гробницами пользовались поочередно в различные эпохи.

В отчетном году раскопки дали здесь весьма интересные результаты. Всего расследовано 202 погребения, а именно: 23 катакомбы, 44 гробницы, высеченные в скале (из них 4 древне-греческих), 6 гробниц, сложенных из каменных плит, 10 могил, сложенных из больших древнегреческих черепиц, 1 каменный гроб, 101 земляная гробница (в том числе 18 древне-греческих) и 17 глиняных урн.

Из древне-греческих погребений особенное внимание привлекает одна вырубленная в скале гробница с остовом ребенка. Здесь найдены, между прочим, золотая серьга в виде плетенки с сердцевидным синим стеклом, золотая привеска в форме полумесяца и буса из того же металла, пара больших витых серебряных браслетов, две костяные привески, одна в виде руки с пальцами, сложенными в дулю, другая в виде гермы; перламутровая буска, 2 терракотовые статуэтки Эрота, обнявшего петуха (см. рис. №316) , и Эрота с китарой, сидящего на дельфине (см. рис. №318) , и 4 художественно исполненные, превосходно сохранившиеся, терракотовые маски бородатого Вакха в плющевом

венке (см. рис. №317) , вакханки с широко-раскрытым ртом (см. рис. №319) , Пана с клинообразной бородой (см. рис. №320) и сатира с всклокоченными волосами (см. рис. №321) .

Рис. 316 Рис. 317 Рис. 318 Рис. 319
Рис. 320 Рис. 321 Рис. 322

На ногах остова были надеты серебряные обручи. Кроме того, при нем находились: пара больших золотых серег в виде двойного скрученного шнурка с рысьими головками на толстом конце, к которым прикреплены на шарнире овальные медальоны с гладким выпуклым гранатом; богатое золотое ожерелье (см. рис. №322) в виде двух плетеных шнурков, соединенных между собою овальными медальонами, в которые вставлено 9 камней и 2 стекла. К среднему медальону привешена большая золотая бабочка, украшенная зернью, 4-мя гранатами и изумрудом по середине. Она с обеих сторон соединена тонкою золотою цепью с двумя меньшими круглыми медальонами, также прикрепленными

к овальным. От них спускаются, кроме того, две тонкие золотые кисти. Наконец, при остове найдены еще два золотые перстня со вставленными в гнезда их гладкими овальными камнями (см. рис. №323а и №323б) , семнадцать круглых золотых бляшек (Одна из этих бляшек на рис. 323 по недосмотру обозначена литерою б вместо в.) с вытисненными на них изображениями звездочки (см. рис. №323в) , две

Рис. 323

тонкие серебряные бляшки с оттиснутым на них изображением Афродиты и двух Эротов (см. рис. №323г) , два золотые браслета, состоящие из рубчатых трубочек различной величины (см. рис. №324,в развернутом виде) , бронзовое зеркало и множество разнородных бус.

Рис. 324

Большинство вещей, найденных в этой гробнице, отличаются превосходною сохранностью. В одной из катакомб, содержавшей 9 остовов, оказались две глиняные одноручные чашечки с нанесенными на них белою краскою греческими надписями ( см. рис. №325 и см. рис. №326 ) . Из катакомб, вскрытых в этом году, особенно интересно несколько могил христианской эпохи. У входа в одну из них лежал большой надгробный крест грубой работы и обломок мраморной плиты, на котором изображено хождение Спасителя по водам (см. рис. №327) .

Рис. 325 Рис. 326 Рис. 327

«Единственным критерием (говорит проф. Н. В. Покровский), по которому можно определить время происхождения этого памятника, служит безбородый античный тип Спасителя, позволяющий предположить, что сцена эта, трактованная художником в античном духе, относится приблизительно к V—VI веку. Надпись может быть прочтена так: . По-видимому, плита эта надгробная и сюжет Спасения Петра от потопления может быть истолкован в смысле символического

указания на воскресение из мертвых». В другой катакомбе найдены сильно деформированный череп и большая серебряная пряжка, так называемого готского типа, с вдавленным в нее изображением креста (см. рис. №328) .
Рис. 328

Замечателен также каменный гроб в виде корыта, закрытого плитой. В нем при остове ребенка найдена, между прочим, бронзовая херсонесская монета, к сожалению, неподдающаяся определению. Из вещей, найденных в насыпи некрополя, внимание привлекают часть мраморной статуи, изображавшей нагую, лежащую и прислонившуюся к дереву, фигуру мужчины и вцепившуюся в грудь его рысь, которую он схватил обеими руками, несколько обломков надгробных стел с остатками надписей разных эпох и бронзовая статуэтка сидящего бородатого мужчины.

Подробный отчет о произведенных в Херсонесе раскопках см. в приложении.


Из Отчета Императорской Археологической Комиссии за 1896 год, подписанного Председателем графом А.А. Бобринским. Опубликован в Санкт-Петербурге в 1897 г.
©Национальный Заповедник Херсонес Таврический . 2007 - 2025
[ условия использования материалов ]